«Илья Муромец» №16
10 декабря 1914 года император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» – первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Начальником эскадры стал бывший морской офицер Шидловский, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, где выпускались самолеты «Илья Муромец». До этого никто в мире не создавал таких больших воздушных кораблей с четырьмя двигателями на крыльях. На самолете был установлен ряд мировых рекордов: в 1913 году был поднят груз весом 1100 кг, в 1914 – 16 пассажиров и собака.
Первые самолеты выпускались как пассажирские, поэтому считались удобными и роскошными – плетеные кресла, обогрев салона, электрическое освещение, спальня и даже туалет.
Когда началась Первая мировая война, было решено переоборудовать «Муромца» в тяжелый бомбардировщик. Самолет покрыли стальной броней, установили мощное вооружение – до 8 пулеметов. Машина была легка в управлении. Дальность полета – от 250 до 630 км, скорость – 136 км/ч. Немецкие солдаты окрестили «Муромца» «летающим дьяволом».
Первый боевой вылет состоялся 14 февраля 1915 года.
В мае-июне 1916 года для действий на Западном фронте был сформирован третий боевой отряд в эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец». Он разместился на аэродроме Станьково к юго-западу от Минска.
По заданию командования фронта было решено провести массированный налет и разбомбить штаб 89-й германской пехотной дивизии, а также артиллерийские склады и аэродром в районе Боруны - Антоново. 24 сентября «Муромцы» перелетели поближе к линии фронта на аэродром в местечке Мясота, у Молодечно. С вечера на самолеты были загружены топливо и масло на три часа полета, по десять пудов бомб на корабль и по два пулемета с запасом патронов. Одним из пулеметчиков летел начальник разведывательного отделения штаба армии подполковник Бранд, одновременно являясь руководителем всей группы.
Рано утром 25 сентября 1916 года стартовали три воздушных корабля «Илья Муромец», тринадцать самолетов «Моран-Парасоль» и один «Вуазен» для их прикрытия. Над аэродромом отряд построился, и его командир – штабс-капитан И. Башко на корабле «Киевский» лег курсом на цель, расположенную в 25 км юго-западнее Сморгони.
На середине пути командиру доложили, что «Муромец» №16 поручика Д. Мокшеева разворачивается назад. У него не работал крайний правый двигатель.
Когда отряд подлетел к передовой, немцы открыли по русским самолетам сильный артиллерийский огонь. Его не мог преодолеть экипаж «Муромца» №12, и самолет развернулся назад. Остальная группа прорвалась через фронт западнее Крево. Сделали по два захода на цель. «Мораны» сбросили 78 бомб по автомобильному обозу, а все 15 пудовых бомб с «Киевского» попали в расположение штаба и артиллерийские склады, вызвав там сильный пожар. Когда отряд развернулся домой, в небе появились немецкие истребители. Завязался воздушный бой. Самолеты прикрытия 1-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Б.Горна, несмотря на численное превосходство противника, «с самоотвержением и беззаветной неустрашимостью атаковали сильнейшего врага и заставили снизиться несколько неприятельских аэропланов». В это время к цели стал приближаться корабль поручика Д. Мокшеева.
Это был большой риск – бомбить в одиночку, но честь превыше всего. Корабль штабс-капитана И. Башко помочь не мог. Горючего было в обрез. Во время бомбометания с «Муромца» № 16 в небе завязался воздушный бой.
«Мораль-Парасоль» № 770 рядового К.Янсона прикрывал свой бомбардировщик. Их атаковали два немецких «Альбатроса» и два «Фоккера». У «Морана-Парасоля» заел пулемет, и самолет вышел из боя; стал терять высоту «Илья Муромец» № 16. Пулеметным огнем его экипаж убрал три атакующих немецких истребителя, но бомбардировщик неожиданно ушел в штопор и стал рассыпаться в воздухе. На земле, в районе деревни чухны, юго-западнее Крево, среди обломков немцы обнаружили тела четырех русских летчиков.
Из рапорта летчика 45-го истребительного отряда лейтенанта Вольфа, пилотировавшего «Альбатрос»: «Экипаж, вероятно, был убит еще в воздухе, поскольку три офицера имели многочисленные раны в голову и грудь. Кабина была буквально изрешечена пулями. Хвостовая секция лежала примерно в тридцати метрах в стороне от крыльев. Бортовое вооружение состояло из одного пулемета с водяным охлаждением и двух – с воздушным. После посадки я насчитал в своем самолете семьдесят пулевых пробоин».
А вот что видели из русских окопов у Крево: «16-му кораблю под сильным артиллерийским огнем удалось отбить атаку 3 неприятельских аэропланов, которые стали снижаться. Четвертый же немецкий самолет держался над 16-м кораблем и, находясь в мертвом пространстве, обстреливал его из пулемета. В этот момент было замечено, что от нашего корабля отвалился кусок, который стал падать на землю, и корабль, потеряв управление, устремился вниз. После этого у Борун послышался сильный взрыв и был виден столб черного дыма…».
26 сентября из штаба армии сообщили, что была перехвачена немецкая радиограмма такого содержания: «25.9 наш отряд истребителей в районе местечка Боруны после непродолжительного боя сбил большой русский аппарат Сикорского. После удачной пулеметной очереди с одного из наших истребителей русский аппарат загорелся и рухнул на землю. В аппарате найдены 4 обгоревших трупа офицеров-летчиков».
В тот же день в расположение отряда немецкие летчики сбросили записку: «Сегодня в 7 часов утра в упорном бою был сбит немецкими аэропланами с большой высоты у Боруны «Илья Муромец», летчики убиты. Храбрые воины завтра будут похоронены с воинскими почестями».
Через несколько дней была получена немецкая газета, в которой был помещен снимок могилы, над которой стоял крест с надписью: «Здесь похоронены 4 русских летчика, сбитых в воздушном бою 25.09.1916». У подножья креста были поставлены обгоревшие колесо от «Муромца» и радиатор мотора. В газете было написано о том, что «в воздушном бою с нашими истребителями был сбит и сгорел в воздухе большой русский аппарат Сикорского. Погибших храбрых авиаторов похоронили в общей могиле с воинскими почестями».
Это была единственная боевая потеря такого самолета на территории противника в русской авиации за всю войну. Все члены экипажа – поручики Д. Мокшеев, М. Рахмин, Ф. Гаибов и О. Карпов – были посмертно награждены «за неустрашимость и самоотверженность в неравном бою» орденами Святого Георгия 4-й степени.
- Лигута, В. Наша кровь у Сморгони: подвиг «Муромца» № 16 / Владимир Лигута. – Минск: Виктор Хурсик, 2005. – С. 39-42.
- Лигута, В. «Тот войны не видал, кто у Сморгони не бывал»: «русский богатырь» в сморгонском небе / Владимир Лигута. – Гродно: ЮрСаПринт, 2018. – С. 93-99.
- Лигута, В. Подвиг экипажа самолета «Илья Муромец XVI» во время выполнения боевого задания у Крево 25 сентября 1916 г. / Владимир Лигута // Беларусь у гады першай сусветнай вайны: Смаргоншчына: трагедыя, гераізм, памяць / навуковыя рэдактары А.М.Літвін, У.В.Ляхоўскі. – Мінск, 2009. – С. 441-445.
- Капцюг, М. Ваенная авіяцыя ў баях пад Смаргонню / М.Капцюг // Памяць: гістарычна-дакументальная хроніка Смаргонскага раёна / галоўна рэдактар Г.П.Пашкоў. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2004. – С. 116-118.
- Белявина, В.Н. Беларусь в годы Первой мировой войны: война в небе / В.Н.Белявина. – Минск: Беларусь,2013. – С. 123-168.
- Волынец, Н. Крылатый танк:100 лет назад небо над Сморгонью и Борунами стало колыбелью дальней авиации России – первый боевой полет совершил самолет «Илья Муромец» / Наталия Волынец // Гродзенская праўда. – 2015. – 11 лютага. – С. 38.
- Турбина, И. Подвиг «Ильи Муромца» / Ирина Турбина // Гродзенская праўда. – 2006. - № 111. – 23 верасня. – С. 3.
- Прыхач, У. Палёт у бессмяротнасць: гібель летчыкаў карабля “Ілля Мурамец-16” / Уладзімір Прыхач // Светлы шлях. – 2006. - № 62. – 4 жніўня. – С. 3.
- Хурсик, В. Пора воздвигнуть мемориал в честь героев первой мировой… / Виктор Хурсик // Звязда. – 2005. - № 2019. – 10 лістапада. – С. 7.
- Коптюг, Н. О чем говорят документы: о военных действиях под Сморгонью в первую мировую войну / Николай Коптюг // Местная газета. – 2004. - № 30. – 12 марта. – С. 14.
- Коптюг, Н. О чем говорят документы: о действиях русской авиации у Сморони в первую мировую войну / Николай Коптюг // Местная газета. – 2003. - №58-59. – С. 11; № 60-61. – С. 11.
- Лигута, В. О чем говорят документы: о героях 810-дневного сражения за Сморгонь в первую мировую войну / Владимир Лигута // Местная газета. - 2005. - № 71. – 7 июля. – С. 11.
- Бумай, А. У небе над Смаргонню / Аляксей Бумай // Светлы шлях. – 1988. – 2 чэрвеня. – С. 8.
- Кацнельсон, В. І ажывае сучаснае: подзвіг “Іллі Мурамца-16” / В. Кацнельсон // Светлы шлях. – 1987. – 8 жніўня. – С. 12.