Например - Бочкарева, Мария Леонтьевна

Адамович Лев Михайлович
Адамович Лев Михайлович Родился 15 ноября 1884 года. Русский военачальник, генерал-майор Белой армии. Участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Родился в Санкт-Петербурге в семье дворян. Закончил Гатчинский институт имени Императора Николая I, а также Московское военное училище, после окончания которых служил в лейб-гвардии Павловском полку. Затем занимал должность ротмистра

Баланин, Дмитрий Васильевич
Баланин, Дмитрий Васильевич. Родился 26 ноября 1857 года. Русский военачальник, герой Первой мировой войны, генерал от инфантерии. Окончил Владимирскую Киевскую военную гимназию в 1874 году и Второе военное Константиновское училище в 1876, откуда выпущен подпоручиком армейской пехоты с прикомандированием к лейб-гвардии Семеновского полка. Чины: подпоручик (1877), поручик(1882), штабс-капитан ГШ

Баркалов Владимир Павлович
Баркалов Владимир Павлович Родился 21 марта 1882 года на территории Киевской губернии. Герой Первой мировой войны, участник Белого Движения, командир бронепоездных частей ВСЮР и Русской армии, генерал-майор. Из потомственных дворян Курской губернии. Окончил Орловский Бахтина кадетский корпус и Константиновской артиллерийское училище. Произведен в поручики 21 августа 1905 года. 1 октября 1905 года

Башко, Иосиф Станиславович
Башко, Иосиф Станиславович. Родился 27 декабря 1888 года в Витебской губернии. Военный летчик русской, советской и латвийской армии. Командир бомбардировщиков ЭВК «Ильи Муромца Киевского». Командир «Красной ЭВК». Окончил Николаевское инженерное училище и Офицерскую воздухоплавательную школу.В октябре 1914 года был направлен в эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец», где прошёл путь от помощника

Бойе Георгий Георгиевич
Бойе Георгий Георгиевич Родился 18 сентября 1889 года в Москве. В 1907 году закончил Московский кадетский корпус, а в 1909 – Александровское военное училище. Из училища выпущен в 33-й Восточно-Сибирский стрелковый полк младшим офицером, командиром 4-й роты. Со 02.05.1913 года переведен в 9-ю Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. В 1914 году учился в Военной авиационной школе, по окончании

Бочкарева, Мария Леонтьевна
Бочкарева, Мария Леонтьевна. Родилась в июле 1889 года в селе Никольское Новгородской губернии, позже переехали в Сибирь. Является одной из первых русских женщин-офицеров, поручик. Кавалер Георгиевского креста. Родители Марии Леонтьевны были простыми крестьянами, которые выдали ее в пятнадцатилетнем возрасте замуж за Афанасия Сергеевича Бочкарева. Вторым мужем Марии стал мясник Яков Гершевич Бук.

Буйницкий, Игнат Терентьевич
Буйницкий, Игнат Терентьевич. Родился 22 августа 1861 года в усадьбе Поливачи Прозорокской волости, ныне Витебская область. Белорусский актер, режиссер, театральный деятель, основатель первого профессионального белорусского театра. Театр Буйницкого показывал спектакли в местечках и деревнях Белоруссии, гастролировал в Вильнюсе, Минске, Полоцке, Санкт-Петербурге, Варшаве и других городах. Его

Буров Петр Никитич
Буров Петр Никитич Родился 2 октября 1872 года в Костроме. Генерал-майор, участник Первой мировой войны и Гражданской войны в России. 15 октября 1890 года поступил в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище, из которого выпущен 1 сентября 1894 года подпоручиком в 28-й пехотный Полоцкий полк. 1 сентября 1898 года произведён в поручики. Вскоре Буров поступил в Николаевскую академию

Вержбицкий Георгий Афанасьевич
Вержбицкий Георгий Афанасьевич Родился 6 февраля 1875 года в Летичеве Подольской губернии. Генерал-лейтенант, видный деятель Белого движения. Службу в Русской армии начал в 1893 году вольноопределяющимся в 45-м пехотном Азовском полку, с 1894 – унтер-офицер. В 1897 году окончил Одесское пехотное юнкерское училище, служил в 30 пехотном Полтавском полку. С 1905 года – штабс-капитан, 1913 – капитан.

Воинов Юрий Иванович
Воинов Юрий Иванович Родился 1 мая 1892 года. Участник Первой мировой войны. Учился в Нижегородском кадетском корпусе. В 1914 году окончил Киевское военное училище. Награжден орденом Св. Георгия 4-й степени за бои у местечка Сморгонь. Капитан лейб-гвардии Литовского полка. Окончил ускоренные курс Николаевской военной академии. Участник Белого движения. С 01.06.1919 младший помощник старшего

Всеволжский Дмитрий Сергеевич
Всеволжский Дмитрий Сергеевич Родился 10 июня 1874 года. Командир лейб-гвардии 2-го стрелкового полка, герой Первой мировой войны, генерал-майор. Сын генерал-лейтенанта Сергея Сергеевича Всеволожского. В 1891 году окончил Полоцкий кадетский корпус, а в 1893 – 2-е военное Константиновское училище, откуда был выпущен подпоручиком в 10-й гренадерский Малороссийский полк. Позднее был переведен в

Гаибов, Фаррух Ага
Гаибов, Фаррух Ага. Родился 2 октября 1891 года в селе Ашагы Салахлы Казахского уезда. Российский летчик азербайджанского происхождения. Считается первым азербайджанским летчиком. В родном селе Фаррух окончил пять классов русско-азербайджанской школы, а затем продолжил обучение в Тифлисском кадетском корпусе. После окончания кадетского корпуса поступил в Констанстиновское артиллерийское училище.

Горн Борис Александрович
Горн Борис Александрович Родился 5 июля 1889 года в Павлограде Екатеринославской губернии. Православный. Сын подполковника. В 1907 году окончил Нижегородский кадетский корпус, в 1909 – Александровское военное училище, выпущен в 1-й Ивангородский Крепостной пехотный полк. В 1914 году учился в Военной авиационной школе, а в 1915 году –закончил Севастолпольскую авиационную школу. Чины: подпоручик

Гумилев, Николай Степанович
Гумилев, Николай Степанович. Родился 5 апреля 1886 в Кронштадте. Русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик, участник Первой мировой войны. В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо переносил шум. Учился в Царскосельской гимназии, после окончания которой поехал учиться в

Дворчанин, Игнат Семенович
Дворчанин, Игнат Семенович. Родился 27 мая 1895 года в д. Погири Гродненской области Российской империи. Белорусский писатель, общественный деятель, литературовед, публицист. В 1912-1915 годах работал учителем в д. Хмельница Слонимского уезда. В 1915-1917 годах служил в армии. Известно, что во время Первой мировой войны воевал в 43 Сибирском полку 38 армейского корпуса на кревских позициях. После

Деникин, Антон Иванович
Деникин, Антон Иванович. Родился 16 декабря 1872 года во Влоцлавске Варшавской губернии. Российский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист. С детства мечтал идти по стопам отца и поступить на военную службу. В 1890 году, после окончания Ловичского реального училища, был зачислен вольноопределяющимся в 1-й стрелковый полк, три

Дроздовский, Михаил Гордеевич
Дроздовский, Михаил Гордеевич. Родился 19 октября 1881 года в Киеве. Русский генерал-майор, один из виднейших белогвардейских военачальников периода начала Гражданской войны. Участник Первой мировой войны. В 1899 году закончил Киевский кадетский корпус и поступил в Павловское военное училище, которое окончил «по первому разряду» (т. е. с отличаем). Из училища он вышел подпоручиком и был направлен

Дюсиметьер Леон Павлович
Дюсиметьер Леон Павлович Родился 16 января 1883 года в Санкт-Петербургской губернии. Полковник Генерального штаба, военный лётчик, герой Первой мировой войны. Православный. Из дворян. Сын швейцарского подданного. Выдержал экзамен за полный курс Александровского кадетского корпуса. В 1903 году окончил Московское военное училище, откуда выпущен был подпоручиком в 7-й Финляндский стрелковый полк. 15

Забелло Аркадий Николаевич
Забелло Аркадий Николаевич Родился 25 января 1890 года. Штабс-капитан. Герой Первой мировой войны. Сын начальника Нерчинской каторги полковника Николая Львовича Забелло и Антонины Вячеславовны урождённой Адамович; его младшие сёстры — Елена (р. 1892) и Татьяна (р. 1906). Начальное образование получил в Псковском кадетском корпусе, 23 июня 1907 года был принят в Елисаветградское кавалерийское

Зеленин Леонид Владимирович
Зеленин Леонид Владимирович Родился 28 мая 1892 года в Санкт-Петербургской губернии в дворянской семье. Русский офицер, военный летчик. В 1909 году окончил 1-й кадетский корпус. Позже произведён в подпоручики. В 1912 году окончил Михайловское артиллерийское училище и 6 августа 1912 года был направлен в 37-ю артиллерийскую бригаду. 31 августа 1914 года произведен в чин поручика. 3 ноября 1914 года


События первой мировой 24-02-2019, 16:45
«Илья Муромец» №16

«Илья Муромец» №16
         10 декабря 1914 года император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец»­­­­­ – первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Начальником эскадры стал бывший морской офицер Шидловский, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, где выпускались самолеты «Илья Муромец». До этого никто в мире не создавал таких больших воздушных кораблей с четырьмя двигателями на крыльях. На самолете был установлен ряд мировых рекордов: в 1913 году был поднят груз весом 1100 кг, в 1914 – 16 пассажиров и собака.

         Первые самолеты выпускались как пассажирские, поэтому считались удобными и роскошными – плетеные кресла, обогрев салона, электрическое освещение, спальня и даже туалет.
Когда началась Первая мировая война, было решено переоборудовать «Муромца» в тяжелый бомбардировщик. Самолет покрыли стальной броней, установили мощное вооружение – до 8 пулеметов. Машина была легка в управлении. Дальность полета – от 250 до 630 км, скорость – 136 км/ч. Немецкие солдаты окрестили «Муромца» «летающим дьяволом».

         Первый боевой вылет состоялся 14 февраля 1915 года.
         В мае-июне 1916 года для действий на Западном фронте был сформирован третий боевой отряд в эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец». Он разместился на аэродроме Станьково к юго-западу от Минска.
         По заданию командования фронта было решено провести массированный налет и разбомбить штаб 89-й германской пехотной дивизии, а также артиллерийские склады и аэродром в районе Боруны - Антоново.   24 сентября «Муромцы» перелетели поближе к линии фронта на аэродром в местечке Мясота, у Молодечно. С вечера на самолеты были загружены топливо и масло на три часа полета, по десять пудов бомб на корабль и по два пулемета с запасом патронов. Одним из пулеметчиков летел начальник разведывательного отделения штаба армии подполковник Бранд, одновременно являясь руководителем всей группы.


         Рано утром 25 сентября 1916 года стартовали три воздушных корабля «Илья Муромец», тринадцать самолетов «Моран-Парасоль» и один «Вуазен» для их прикрытия. Над аэродромом отряд построился, и его командир – штабс-капитан И. Башко на корабле «Киевский» лег курсом на цель, расположенную в 25 км юго-западнее Сморгони.
         На середине пути командиру доложили, что «Муромец» №16 поручика Д. Мокшеева разворачивается назад. У него не работал крайний правый двигатель.
         Когда отряд подлетел к передовой, немцы открыли по русским самолетам сильный артиллерийский огонь. Его не мог преодолеть экипаж «Муромца» №12, и самолет развернулся назад. Остальная группа прорвалась через фронт западнее Крево. Сделали по два захода на цель. «Мораны» сбросили 78 бомб по автомобильному обозу, а все 15 пудовых бомб с «Киевского» попали в расположение штаба и артиллерийские склады, вызвав там сильный пожар. Когда отряд развернулся домой, в небе появились немецкие истребители. Завязался воздушный бой. Самолеты прикрытия 1-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Б.Горна, несмотря на численное превосходство противника, «с самоотвержением и беззаветной неустрашимостью атаковали сильнейшего врага и заставили снизиться несколько неприятельских аэропланов». В это время к цели стал приближаться корабль поручика Д. Мокшеева.
         Это был большой риск – бомбить в одиночку, но честь превыше всего. Корабль штабс-капитана И. Башко помочь не мог. Горючего было в обрез. Во время бомбометания с «Муромца» № 16 в небе завязался воздушный бой.


         «Мораль-Парасоль» № 770 рядового К.Янсона прикрывал свой бомбардировщик. Их атаковали два немецких «Альбатроса» и два «Фоккера». У «Морана-Парасоля» заел пулемет, и самолет вышел из боя; стал терять высоту «Илья Муромец» № 16. Пулеметным огнем его экипаж убрал три атакующих немецких истребителя, но бомбардировщик неожиданно ушел в штопор и стал рассыпаться в воздухе. На земле, в районе деревни чухны, юго-западнее Крево, среди обломков немцы обнаружили тела четырех русских летчиков.
         Из рапорта летчика 45-го истребительного отряда лейтенанта Вольфа, пилотировавшего «Альбатрос»: «Экипаж, вероятно, был убит еще в воздухе, поскольку три офицера имели многочисленные раны в голову и грудь. Кабина была буквально изрешечена пулями. Хвостовая секция лежала примерно в тридцати метрах в стороне от крыльев. Бортовое вооружение состояло из одного пулемета с водяным охлаждением и двух – с воздушным. После посадки я насчитал в своем самолете семьдесят пулевых пробоин».
         А вот что видели из русских окопов у Крево: «16-му кораблю под сильным артиллерийским огнем удалось отбить атаку 3 неприятельских аэропланов, которые стали снижаться. Четвертый же немецкий самолет держался над 16-м кораблем и, находясь в мертвом пространстве, обстреливал его из пулемета. В этот момент было замечено, что от нашего корабля отвалился кусок, который стал падать на землю, и корабль, потеряв управление, устремился вниз. После этого у Борун послышался сильный взрыв и был виден столб черного дыма…».
         26 сентября из штаба армии сообщили, что была перехвачена немецкая радиограмма такого содержания: «25.9 наш отряд истребителей в районе местечка Боруны после непродолжительного боя сбил большой русский аппарат Сикорского. После удачной пулеметной очереди с одного из наших истребителей русский аппарат загорелся и рухнул на землю. В аппарате найдены 4 обгоревших трупа офицеров-летчиков».
         В тот же день в расположение отряда немецкие летчики сбросили записку: «Сегодня в 7 часов утра в упорном бою был сбит немецкими аэропланами с большой высоты у Боруны «Илья Муромец», летчики убиты. Храбрые воины завтра будут похоронены с воинскими почестями».


         Через несколько дней была получена немецкая газета, в которой был  помещен снимок могилы, над которой стоял крест с надписью: «Здесь похоронены 4 русских летчика, сбитых в воздушном бою 25.09.1916». У подножья креста были поставлены обгоревшие колесо от «Муромца» и радиатор мотора. В газете было написано о том, что «в воздушном бою с нашими истребителями был сбит и сгорел в воздухе большой русский аппарат Сикорского. Погибших храбрых авиаторов похоронили в общей могиле с воинскими почестями».
         Это была единственная боевая потеря такого самолета на территории противника в русской авиации за всю войну. Все члены экипажа – поручики Д. Мокшеев, М. Рахмин, Ф. Гаибов и О. Карпов – были посмертно награждены «за неустрашимость и самоотверженность в неравном бою» орденами Святого Георгия 4-й степени.  
  1. Лигута, В. Наша кровь у Сморгони: подвиг «Муромца» № 16 / Владимир Лигута. – Минск: Виктор Хурсик, 2005. – С. 39-42.
  2. Лигута, В. «Тот войны не видал, кто у Сморгони не бывал»: «русский богатырь» в сморгонском небе / Владимир Лигута. – Гродно: ЮрСаПринт, 2018. – С. 93-99.
  3. Лигута, В. Подвиг экипажа самолета «Илья Муромец XVI» во время выполнения боевого задания у Крево 25 сентября 1916 г. / Владимир Лигута // Беларусь у гады першай сусветнай вайны: Смаргоншчына: трагедыя, гераізм, памяць  / навуковыя рэдактары А.М.Літвін, У.В.Ляхоўскі. – Мінск, 2009. – С. 441-445.
  4. Капцюг, М. Ваенная авіяцыя ў баях пад Смаргонню / М.Капцюг // Памяць: гістарычна-дакументальная хроніка Смаргонскага раёна / галоўна рэдактар Г.П.Пашкоў. – Мінск:  Беларуская Энцыклапедыя, 2004. – С. 116-118. 
  5. Белявина, В.Н. Беларусь в годы Первой мировой войны: война в небе / В.Н.Белявина. – Минск: Беларусь,2013. – С. 123-168.
  6. Волынец, Н. Крылатый танк:100 лет назад небо над Сморгонью и Борунами стало колыбелью дальней авиации России – первый боевой полет совершил самолет «Илья Муромец» / Наталия Волынец // Гродзенская праўда. – 2015. – 11 лютага. – С. 38.
  7. Турбина, И. Подвиг «Ильи Муромца» / Ирина Турбина // Гродзенская праўда. – 2006. - № 111. – 23 верасня. – С. 3.
  8. Прыхач, У. Палёт у бессмяротнасць: гібель летчыкаў карабля “Ілля Мурамец-16” / Уладзімір Прыхач // Светлы шлях. – 2006. - № 62. – 4 жніўня. – С. 3.
  9. Хурсик, В. Пора воздвигнуть мемориал в честь героев первой мировой… / Виктор Хурсик // Звязда. – 2005. - № 2019. – 10 лістапада. – С. 7.
  10. Коптюг, Н. О чем говорят документы: о военных действиях под Сморгонью в первую мировую войну / Николай Коптюг // Местная газета. – 2004. - № 30. – 12 марта. – С. 14.
  11. Коптюг, Н. О чем говорят документы: о действиях русской авиации у Сморони в первую мировую войну / Николай Коптюг // Местная газета. – 2003. - №58-59. – С. 11; № 60-61. – С. 11.
  12. Лигута, В. О чем говорят документы: о героях 810-дневного сражения за Сморгонь в первую мировую войну / Владимир Лигута // Местная газета. - 2005. -  № 71. – 7 июля. – С. 11.
  13. Бумай, А. У небе над Смаргонню / Аляксей Бумай // Светлы шлях. – 1988. – 2 чэрвеня. – С. 8.
  14. Кацнельсон, В. І ажывае сучаснае: подзвіг “Іллі Мурамца-16” / В. Кацнельсон // Светлы шлях. – 1987. – 8 жніўня. – С. 12.
Вернуться назад
Просмотров: 551
Опубликовал: Administrator
Жалоба
Всего комментариев: 0

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Профиль пользователя


Версия для слабовидящих