?> ?> Квасников Александр Васильевич » Страницы истории первой мировой


Они воевали на Сморгонщине 28-04-2019, 11:30
Квасников Александр Васильевич

Квасников Александр Васильевич
Александр Васильевич Квасников родился 13 мая 1892 года в Баку в семье токаря механической мастерской товарищества братьев Нобелей. Начальное образование он получил в трехклассной городской школе и вечерне-рабочей школе, после чего учился в Бакинском реальном училище. В летнее время Александр работал в Нобелевских механических мастерских и окончил вечерние курсы для рабочих, расположенные в Чёрном городе. В 1910 году, после окончания училища и стажировки в Волжском пароходстве, Квасников поступил в Московское техническое училище (позднее МВТУ). На первом курсе он увлекся авиацией, став членом воздухоплавательного кружка профессора Н.Е. Жуковского. Вместе с А. Туполевым и В. Стечкиным участвовал в постройке и испытаниях аэродинамической трубы, изучал эффект Магнуса. С докладом по этим работам студент Квасников выступил на 3-м Всероссийском съезде воздухоплавателей весной 1914 года в Петербурге, там же он познакомился с К.Э. Циолковским.
 Сразу же после начала Первой мировой войны Квасников, прервав учебу, записался добровольцем в армию. 7 января 1915 года  его зачислили в 7-ю роту 1 года запасного телеграфного батальона вольноопределяющимся ("охотником") и командировали в Ходынскую авиационную школу Московского общества воздухоплавания, где под руководством летчика Б.И. Российского он обучился полетам на самолете "Фарман-4". Обучение прошло успешно, о чем свидетельствует его послужной список: 14 марта — присвоение звания рядового, 17 марта — младшего унтер-офицера, 9 июля — прапорщика, а 29 июля он сдал экзамен по программе "Военный летчик".
 В соответствии с полученной разнарядкой Квасникова направили на фронт в Гренадерский авиационный отряд 4-й армии, базировавшийся в районе г. Барановичи. В то время в авиаотряде, как правило, было шесть самолетов, пять офицеров и два летчика унтер-офицерского или рядового состава. Кроме того, прикомандировывались четыре летчика-наблюдателя (офицеры), осуществлявшие воздушную разведку и аэрофотосъемку. В отряде имелись разведывательные "Моран-парасоли", поэтому еще до отправки на постоянное место службы Квасников переучился на этот самолет. 26 сентября 1915 года прапорщик Квасников, получив новый самолет, отбыл на нем в свою часть. Основными видами боевой деятельности отряда, в которую сразу же включился молодой офицер, были разведка, аэрофотосъемка и корректировка артиллерийского огня. 

 В сентябре 1916 года по ходатайству командира авиаотряда поручика Смолянинова А. Квасникову присвоили звание "военный летчик". С начала 1916 года он стал вылетать на бомбардировку вражеских объектов. Регулярным применение авиации для бомбардировки стало после того, как в 4-й армии разработали операцию нападения с воздуха на захваченную немцами станцию Барановичи, где скопилось много железнодорожных составов с артиллерией, боеприпасами, живой силой и техникой. Для участия в операции отобрали лучших летчиков из разных авиаотрядов. Летчики, а в их числе был и знаменитый М.Н. Ефимов, прибывали со своими самолетами. Соединение из десяти аэропланов возглавил капитан Юнгмейстер. В результате налета было сброшено 55 бомб общим весом в 26 пудов, которыми подожгли казармы, станционные здания, повредили железнодорожные пути и составы. После этой операции практика формирования временных соединений из лучших летчиков стала обычной. В составе одного из таких соединений под командованием В.А. Юнгмейстера 30 июля 1916 года принимал участие Квасников.
 В январе 1917 года Квасников командируется в Севастопольскую авиашколу для обучения полетам на истребителе "Ньюпор-17". В середине февраля А. Квасников возвращается в отряд с новым самолетом и снова приступает к боевым вылетам. Большие неприятности нашим войскам доставляли немецкие привязные аэростаты, с которых корректировался огонь вражеской артиллерии, и велось наблюдение за перемещениями техники и живой силы. Высота подъема аэростата обычно составляла 600-1000 м. Сложность борьбы с аэростатами заключалась в том, чтобы при подходе к нему избежать заградительного огня зенитной артиллерии. Но даже если самолету удавалось прорваться к цели, то атака с обстрелом из пулемета оказывалась малоэффективной. Причинами тому были малое повреждающее воздействие пули на оболочку аэростата, небольшой запас патронов, ненадежность пулемета и неудобства с его перезарядкой. После того как вся обойма была расстреляна, летчик заменял ее, опуская в кабину пулемет. Проделывать эти операции под огнем зениток было крайне опасно, тем более что на какое-то время летчик отвлекался от управления самолетом. А поврежденный аэростат между тем успевали опустить на землю, где после заделки пробоин он снова был в боеготовности.
                 Прапорщик Квасников, помимо основной летной деятельности, заведовал технической частью своего отряда, являясь наиболее технически грамотным и склонным к работе с материальной частью.
В середине августа 1917 года прапорщик Квасников на истребителе "Ньюпор-17", оборудованном пусковой установкой, перелетел на большой высоте линию фронта и, пикируя на немецкий аэростат, впервые выпустил боевые ракеты по цели. Оболочка аэростата вспыхнула, и он рухнул на землю. К сожалению, точная дата этого события неизвестна, так как рукописный отчет Квасникова о боевом вылете и уничтожении вражеского аэростата в архивах не найден. Однако в рапорте командующего 2-м авиационным дивизионом от 23 августа 1917 года отмечалось, в частности: "Желательно вернуть "Ньюпор-17" прапорщику Квасникову, сжегшему на нем немецкую "колбасу" и вообще отличающемуся лихостью и отвагой". 
За боевые отличия А. Квасников был награжден четырьмя орденами, демобилизовавшись из армии в ноябре 1917 года.
С декабря 1917 по май 1918 г. обучался в Томском технологическом институте. 
            В мае 1918 г. призван в армию А.В.Колчака. Состоял на учете как военный летчик, одновременно числился в Томском запасном батальоне. 
             До декабря 1918 г. состоял студентом Томского технологического института. 
              В 1919 - 1920 гг. - преподаватель Томской военной радиотелеграфной школы, готовящей кадры для Сибирской армии. 
              В январе 1920 г. «с личным составом школы добровольно перешел на сторону Красной армии». Оставлен в прежней должности. 
              До мая 1920 г. являлся заведующим курсом обучения Томской радиотелеграфной школы РККА. 
              С мая 1920 г. по август 1931 г. работал преподавателем в Томском технологическом институте. 
              С 1927 г. - профессор, заведующий кафедрой. 
              С 1930 г. - член Томского городского совета. 
              С августа 1931 г. - профессор Московского авиационного института (МАИ), заведующий кафедрой Теории авиационных двигателей. 
             С 1937 г. - военный инженер 2-го ранга. 
             В 1939 - 1940 гг. прослушал курс вечернего отделения Института Марксизма-Ленинизма. 
             С 1943 г. - кандидат в члены ВКП(б). 
             С июля 1944г. - член ВКП(б). 
             С 18.06.1947 г. - инженер-подполковник. Являлся создателем и научным руководителем лаборатории авиационных двигателей - одной из самых крупных лабораторий МАИ. Автор более чем 27 научных работ и большого количества технических отчетов. 
             С 1945 г. - Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
 Умер в 1971 г. в г.Москва.
 
 

  1. Авиаторы – кавалеры ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: биографический справочник / автор-составитель М.С. Нешкин. – Москва: Российская политическая энциклопедия, 2006. – С. 217-219.
  2. Лигута, В. «Тот войны не видал, кто у Сморгони не бывал»: под знаком Святого Георгия / Владимир Лигута. – Гродно:  ЮрСаПринт,  2018. – С. 150.
  3. Лигута, В. У Сморгони под знаком Святого Георгия: георгиевские кавалеры – офицеры и генералы / Владимир Лигута. – Минск: Хурсик, 2010. – С. 202.
  4. Шавров, В. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года / В.Шавров. -  Москва: Машиностроение, 1985. -  С. 453.
Вернуться назад
Просмотров: 339
Опубликовал: Administrator
Жалоба
Всего комментариев: 0

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Профиль пользователя